В зеркале действительности



  "Сегодня" человек совершенно поглощен внешним, тогда как внутреннее для него мертво. Это последняя стадия упадка, последний шаг в тупик - прежде подобное положение называлось "пропастью", сейчас достаточно слова "тупик"» - так написал Василий Кандинский почти сто лет назад*. Уже тогда давление на человеческую сущность стало приобретать черты необратимого изменения.
  К сожалению, реальность такова, что человек выплеснул почти все аспекты своей деятельности во внешнюю среду. Эта стратегия восприятия реальности стала доминирующей на земле. Да, существуют ещё религиозные и нравственные системы, где проповедуются духовные практики и всевозможные аскезы, но это тоже принимает крайние формы и, как перспектива быть конкурентоспособным, довольно туманна.
  Современный человек больше не ищет истину и пути в самом себе, полностью полагаясь на проявление жизни и на опосредованные авторитеты. С развитием информационного поля и средств массовой коммуникации давление на сознание индивидуума стало почти тотальным. Поэтому разум инстинктивно подстраивается под структуры, которые содержат менее сложную программу для усваивания. Этот процесс носит пассивный характер. Слишком плотный поток внешней информации разнонаправленного содержания, мыслительный механизм перегревается и уже не находит в себе силы обратиться к внутренней информации. Хотя почти все аспекты жизни происходят интуитивно или какими-то иными механизмами с включением именно внутренней обработки информации. Только так она закрепляется как параметр системы (человека, в конкретном случае).
  Нравственные ценности, и механизмы ограничения как на всеобщем уровне – некий оптимальный нравственный закон, - так и на личностном – определённый уровень развития и личных установок. Без внутренней структуры внешняя оболочка становится рефлекторно хаотичной и руководствуется влияниями извне. Это и есть «кажущаяся иллюзия свободы» при полном её отсутствии.
  Предположение: обладая аппаратом интерпретации, информация для некоторых форм человеческих организмов не является целесообразной. Это наводит на мысли, что человечество неоднородно и в нём можно выделить несколько страт. Их можно обозначить как психофизические. Особенность и интенсивность внутренних процессов можно обозначить как главный критерий этого различия. Самое интересное, чем это обусловлено? Наследственно или приобретено, какие структуры мозга участвуют в этом, а может это вообще не функция мозга. Эти вопросы стоит задавать и подбираться к их решению.
  Следуя футурологическим прогнозам, ближайшее десятилетие стоит ожидать усугубления подобного процесса внешнего давления на личность. Как ни странно, человек неосознанно начинает себя роботизировать. Уровень информативности личностей увеличивается, а ума – падает. Вовсе не парадокс. Специализация до определённого уровня – благо, после некоторого - тупик. Важно подойти особым образом к синтезу реальности.
  Смерть индивидуальности в нашем мире приводит с деградации внутренних мотивов поведения и целей.
  Новая действительность будет определяться иным подходом к индивидуализму. Ни о каком стирании или размывании личности не может идти речь. Индивидуальность и её особенности – это основа построения человеческого общества будущего. Я говорю о перераспределении приоритетов. Изживание животного и смещение потребностей человека из материальной в духовную сферу при грамотном балансе, как первого, так и второго, сообразуясь с конкретными личностными параметрами.
  А в духовной сфере для проявления индивидуализма безграничные возможности...

____________
*Василий Кандинский, "Точка и линия на плоскости".


<НАЗАД>