Историко-философские аспекты психофизиологии
речи и мышления (Основы)




Физиологические основы мышления и речи

  Чрезвычайно длинна эволюционно – филогенетическая лестница развития родов и видов животных, но везде процессы генетического развития животных вызываются тем, что изменения среды ведут к изменению в строения организма животных и в особенности их звукокинетического общения. Везде нервно-физиологические функции мозга животных выявляются в рассудочной приспособительной деятельности. «Генезис мышления человека и связанного с ним речевого общения на заре культуры должен быть поставлен в зависимость от зарождения и развития общественного труда, посредством орудий в первобытном коллективе и от развития социальных соотношений между членами его. В процессе такого культурной жизни, активного изменения природных условий, первобытный человек, взамен рассудочной деятельности, свойственной животным, развивает истинное и сложное мышление». (1)
  Человек отличается от животных тем, что с переходом к общественно – историческому существованию, к труду и связанными с ним формами общественной деятельности радикально меняет все основные категории поведения.
  В основе процесса мышления лежит сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга в целом, но не каких-то отдельных ее участков. В основе мышления лежит образование второсигнальных временных нервных связей, опирающихся на первосигнальные связи. Второсигнальные нервные связи, образующиеся в коре головного мозга с помощью слов, отражают существенные отношения между предметами. Отражение связей и отношений между предметами становится возможным потому, что слова, как указывал И. П. Павлов, представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что, по мнению ученого, и составляет сущность человеческого мышления. (2) Другими словами, вторая сигнальная система и открывает возможность обобщенного отражения окружающего мира.
  Что касается физиологических механизмов собственно речи, то эта второсигнальная деятельность коры также есть сложная координированная работа многих групп нервных клеток коры головного мозга.
  Когда мы говорим, друг с другом, то, с одной стороны, воспринимаем слышимые (звуковые) и видимые (письменные) речевые сигналы, с другой – произносим звуки языка при помощи мышечного голосового аппарата. Соответственно в коре левого полушария головного мозга имеются три центра речи: слуховой, двигательный и зрительный.
  Один из таких центров (слуховой центр Вернике) обеспечивает понимание воспринимаемых слов. При нарушении его работы человек теряет способность различать, узнавать слова, хотя ощущение звуков у него остается, вследствие чего утрачивается способность и к осмысленной речи. Двигательный центр речи Брока обеспечивает произнесение слов. При разрушении этого центра человек не способен произнести ни одного слова, хотя и понимает слова, которые слышит: у него остается только способность к крику и пению без слов. Работа зрительного центра обеспечивает понимание письменной речи, чтение. При поражении его человек утрачивает способность читать, хотя зрение у него сохраняется, разумеется, выделение указанных центров в известной мере условно, так как в основе речевой деятельности лежит объединяющая работу этих центров деятельность коры в целом. (3)

Мышление

  Мышление - высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку. Человек отражает в сознании не только предметы и явления, но и закономерные связи между ними. Люди получают эти знания не только с помощью анализаторов. Возможности познания окружающего мира с их помощью очень ограниченны. Человек очень мало знал бы об окружающем мире, если бы его познание ограничивалось только теми показаниями, которые дают зрение, слух, осязание и некоторые другие анализаторы. Возможность глубокого и широкого познания мира открывает человеческое мышление. Основное знание приходит к человеку через сложные механизмы взаимосвязи вещей и явлений и называется опосредованным познанием. Иначе говоря, опосредованное познание предмета или явления осуществляется посредством восприятия другого предмета или явления, закономерно связанного с первым.
  Таким образом, мышление, во-первых, есть опосредованное познание. К опосредованному познанию человек прибегает в следующих случаях:
  1) когда непосредственное познание невозможно из-за несовершенства наших анализаторов (например, не воспринимающих ультразвук) или отсутствия соответствующих анализаторов (например, у человека нет анализаторов для улавливания рентгеновских лучей);
  2) когда непосредственное познание принципиально было бы возможным, но в современных условиях оно совершенно исключено (при изучении истории, например);
  3) когда непосредственное познание возможно, но нерационально.
  Как уже указывалось, опосредованное познание основано на наличии объективных отношений и закономерных связей между предметами и явлениями и осознании, понимании, знании человеком этих связей. Эти связи обычно скрыты, их нельзя воспринимать непосредственно. Для того чтобы выявить их, человек прибегает к мыслительным операциям - сравнивает, сопоставляет факты, анализирует их, обобщает, делает умозаключения, выводы.
  Таким образом, мышление, во-вторых, есть познание (отражение) отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира. Оно дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни, закономерности психики человека.
  Человек имеет способность отражать общие свойства предметов и явлений. Иными словами, мышление, в-третьих, есть обобщённое познание действительности, процесс познания общих и существенных свойств предметов и явлений. С помощью мышления человек познает, например, общие и существенные свойства металлов, общие свойства газов в отличие от общих свойств жидкостей, общие свойства треугольников, общие признаки глагола в отличие от общих признаков прилагательного и так далее.
  Всё вышесказанное можно обобщить. Мышление - процесс опосредованного и обобщённого познания (отражения) окружающего мира. Сущность его в отражении:
1) общих и существенных свойств предметов и явлений, в том числе и таких свойств, которые не воспринимаются непосредственно;
2) существенных отношений и закономерных связей между предметами и явлениями.
  Мышление играет поистине огромную роль в познании. Мышление расширяет границы познания, дает возможность выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятия. Мышление даёт возможность знать и судить о том, что человек непосредственно не наблюдает, не воспринимает. Оно позволяет предвидеть наступление таких явлений, которые в данный момент не существуют. Мышление перерабатывает информацию, которая содержится в ощущениях и восприятии, а результаты мыслительной работы проверяются и применяются на практике. Согласно учению диалектического материализма путь познания - от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике.

1. Доброгаев С. М. Речевые рефлексы. Изд. Академии Наук СССР, - М.: 1947. – 129 с.
2. Чукичев И. П. Физиология человека. Медгиз, 1961. - М.: - 326 с.
3. Чукичев. И. П. Физиология человека. Медгиз, 1961.- М.: - 327 с.



<НАЗАД>