Историко-философские аспекты психофизиологии
речи и мышления (Введение)




  Вопрос взаимосвязи речи и мышления, его роли в общении и формировании сознания является едва ли не самым важным разделом психологии и смежных наук, связанных с этой проблемой. Анализ того, как строится наглядное отражение действительности, как человек отражает реальный мир, в котором он обитает, как он получает субъективный образ объективного мира, составляет значительную часть психологической науки. Вещи не только воспринимаются наглядно, но отражаются в их связях и отношениях. Человек может не только воспринимать вещи, используя чувственные анализаторы, но может рассуждать, делать выводы, даже если не имеет непосредственно личного опыта. То есть для человека характерно то, что у него имеется не только чувственное, но и рациональное познание, иначе говоря, что с переходом от животного мира к человеческой истории возникает огромный скачок в процессе познания от чувственного к рациональному. Фундаментальное отличие человеческого сознания от сознания животного – способность переходить за пределы наглядного, непосредственного опыта к отвлечённому, рациональному сознанию.
  В мире существует тысячи различных языков, но мы вправе говорить о человеческом языке с объединённой позиции, так как все они, несмотря на огромные различия, имеют между собой много общего. Язык явление общественно-историческое. Он непременное развитие культуры определённой общности людей, тончайший инструмент общения и объединения, непревзойдённое средство формирования мысли и передачи её другим людям. Язык (в психологии) – система словесных знаков, опосредующих психическую (прежде всего интеллектуальную) деятельность, а также средство общения, реализуемое в речи.

Из истории становления знания о речи и её взаимодействии с мышлением

  Учение о явлениях языкового общения, с включённой в них мыслительной деятельностью, как об особых рефлексах человеческого мозга зародилось в общих чертах в научной жизни нашей страны ещё в середине девятнадцатого столетия. Развитие советской науки в первой половине двадцатого века привело к построению более развёрнутых и проработанных концепций по этому вопросу.
  Начало учения о речевых рефлексах следует отнести к 60-тым годам 19 века. Когда профессор И.М. Сеченов в своей знаменитой монографии – «О рефлексах головного мозга» впервые в науке высказал чрезвычайно смелую для того времени гипотезу о существе многообразнейших проявлений так называемой психической деятельности как о рефлекторных реакциях центральной нервной системы. Он писал, «что все бесконечные разнообразия внешних проявлений мозговой деятельности сводятся окончательно к одному лишь явлению – к мышечному движению» (1). Далее он подробно подчёркивает рефлекторное существо мыслительной и речевой работы человеческого мозга. По мировоззренческим концепциям в то время явления мыслительной деятельности, речевой деятельности и вообще многообразнейшие проявления психической деятельности понимались, как рефлекторные функции человеческого мозга, слагавшиеся в процессе постоянно происходящих взаимоотношений организма с окружающей средой. Но более подробной трактовки указываемых явлений с помощью рефлекторного метода Сеченов не дал. В дальнейшем исследователи его наследия примечали, что он не учитывал многие физиологические явления. И в том, что называется психическим «имеется огромный комплекс таких явлений, которые относятся к категории социальных, представляющих собой «особой сущности бытие» (2). Сеченов совершенно не затронул вопрос о тех или иных закономерностях, по которым происходит указанная им рефлекторная деятельность мозговых полушарий в процессах осуществления бесконечно многообразных речевых и неречевых соотношений организма человека с его средовым окружением.
  Проходит несколько десятилетий, прежде чем смелые гипотетические концепции Сеченова получат толчок к дальнейшему углублённому развитию. В самом начале 20 века И. П. Павлов начал разрабатывать своё учение об условно-рефлекторной деятельности мозга животных. В 1906 году Павлов по поводу своих научных построений о закономерностях нервно-физиологической деятельности мозга говорит, что исходная точка его исследований находится в очерках Сеченова «О рефлексах головного мозга». В дальнейшем И. П. Павлов развивал учение о характерных свойствах словесно-звуковой речи как необыкновенно сложного рефлекторного комплекса.
  В годы разработки Павловым условно-рефлекторного подхода к исследованию речи, другой учёный нашей страны – языковед академик Н. Я. Марр начал развивать учение о социальном существе систем языка и связанного с ним мышления. На конкретном материале многочисленных языковых систем народов, стоящих на различных уровнях общественного развития, он показал, что те или иные особенности словаря, грамматического строя и т. п. имеют в своей основе ту или иную стадию развития данного общества. При этом Марр тоже делал попытки трактовать явления словесно-звуковой речи человека как условные рефлексы человеческого мозга.
  Одновременно и в связи с научными исканиями Павлова и Марра работники по физиологии речи начали специальное исследование вопросов о языковой и мыслительной деятельности человека как об особых рефлекторных функциях его мозга, опосредованных в своём возникновении и развитии условиями жизни того коллектива, членами которого состоят собеседники. В своих исканиях материалистически обоснованного объяснения возникновения и развития языкового общения в коллективах людей и отдельных личностей физиологи речи базировались на учении диалектическо-материалистической философии, утверждающем, что «мысль есть функция мозга, что ощущения, то есть образы внешнего мира существуют в нас, порождаемые действием вещей на наши органы чувств» (3), что «труд, а затем и рядом с ним членораздельная речь явились самыми главными стимулами, под влияниями которых мозг обезьян мог постепенно превратиться в мозг человека» (4). Физиологи речи исходили из установок, что во всех проявлениях речи главнейшим моментом является жизненно-значащее содержание языкового общения, то есть те мысли, которые оформляются в данной речи в ответ на воздействие и которые неразрывно связаны с условиями их жизни. Учёные свою трактовку этой мыслительной деятельности как главнейшего момента речевых рефлекторных соотношений в существовании человека, осуществляли с применением философских диалектико-материалистических установок.
  В это время так же формируются мощные отечественные психологофизиологические школы, которые выдвигают ряд прогрессивных теорий и направлений в психологии и физиологии высшей нервной деятельности, которое основываются на идеях Л. С. Выготского и Н. А. Бернштейна. Затем идеи этих учёных были развиты в трудах видного психолога А. А. Леонтьева. В дальнейшем я буду опираться в основном на фундаментальные труды этих учёных.
  В первой половине двадцатого века, конкурирующие физиологические и психологические течения изучения речи и мышления полностью сформировывают свою методологическую базу. В это время сложились почти все фундаментальные концепции и направления в изучении данной проблемы. Привлечение инструментальных методов исследования расширило сферу затрагиваемых параметров. В эти годы привлекаются также наработанные до этого методики психологии, психиатрии и патанатомии, но происходит всё большее размежевание дисциплин изучающих один и тот же процесс. Языкознание во всех аспектах – фонетическом, лексическом и грамматическом - физиология в части проблем, связанных с деятельностью второй сигнальной системы, физика в разделе акустики, логика и психология, - каждая из этих областей знания, идя своими путями и дорогами и решая свои особые специальные задачи, имеет в виду всё тот же общий для всех этих дисциплин речевой процесс. (5)
  Ныне комплексные исследования осуществляются под флагом различных наук - психологии, физиологии, лингвистики и т. д., вплоть до философии, с одной стороны, и медицины - с другой. В последние годы наметилась тенденция к консолидации работ в области психофизиологических механизмов речи и ее восприятия под маркой «психолингвистических».
  Будущее проблематики взаимодействия речи и мышления лежит в области объединения знаний многих научных направлений и дисциплин, привлечение огромного количества наработанного за столетие материала. Необходимо органически синтезировать накопленные знания, выведя вопрос взаимодействия речи и мышления на новый теоретический уровень.

1. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга. Избранные труды. Изд. Всес. Инст. Эксп. Мед. при СНК СССР, 1935. – 168 с.
2. Доброгаев С. М. Учение о рефлексе в проблемах языковедения. Сб. «Языковедение и материализм», вып 2. Соцэкгиз, Л.: 1931. – 121с.
3. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. Госполитиздат, 1939. – 55 с.
4. Энгельс Ф. Роль труда в процессе очеловечивания обезьяны. Диалектика природы. Изд. Инст Маркса - Энгельса, 1930. – 65 с.
5. Н. И Жинкин. Механизмы речи. Академия педагогических наук СССР. – М.: 1958. – 13 с.



<НАЗАД>