Из тьмы веков


  В головах современной либеральной интеллигенции (читай – правящая верхушка) культивируется идея того, что религиозное возрождение не тождественно архаизации, что оно несёт позитивный потенциал, способный обеспечить объективно необходимую модернизацию духовной сферы. Через правильные постулаты, что «в этом возрождении культурное сознание, соединяясь с сакральным началом, обретает всеобщность и значимость», внедряется махровый бред, что через вышесказанное «феномен культурно-религиозного единства получает зримую эффективность, благодаря чему укрепляются цивилизационные основы всего российского общества». Противоречие в том, что сообразовывать с действительностью всё вышесказанное никто и не пытается.
  Подобные деятели спокойно спекулируют на эту тему, подменяя и переворачивая понятия. В большинстве случаев это банальное непонимание процессов, но в некоторых же заключен вполне конкретный корыстный интерес.
  Во все времена у нас в стране именно от воли государства зависело изменение религиозного содержания культуры. Будь то принятие христианства, реформы Никона и Петра, революционные изменения – все эти процессы сопровождались прямым директивным воздействием на религиозную жизнь и каждый раз подобные изменения были спровоцированы объективными внешними условиями, и представляли собой оперативный и необходимый аспект исторического развития. Вот и сейчас, казалось бы, настал такой момент, так как за последние сто лет мир глубинно изменился. Но всё возвращается на круги своя, а не движется вперёд.
  Да, русские почти всегда понимали религию интуитивно, не вдаваясь в догматику. Поэтому и синтез народного мировоззрения с религиозным, хоть и шёл довольно трудно, но все же произошёл, приобретя некоторые оригинальные черты. Элементами языческого и православного мировосприятия пронизана вся наша жизнь.
  Неоднозначность и конъюнктурность библейских текстов вызывает их кривотолкование. Очевидно, что это и есть корень разброда мнений и болезненных отклонений. В этом же и заключена архаичность: согласовывать своё бытие с противоречиями. Философско-теологическая мысль тысячелетиями билась над созданием более-менее адекватных объяснений многим аспектам религиозного мировоззрения. Лучшие умы пытались примирить природное, человеческое и идеальное. Но в общественном сознании все так и осталось на уровне языческого мифа и личных ощущений. Так, может, начать уже вырабатывать другие основы?
  Христианство же, изначально рассматривавшееся как некий объединительный фактор, со временем приобрело репрессивный характер. Религиозное мировоззрение стало доминировать над общественным, подавляя в человеке творческие основы. Хоть православие и провозглашало личное самосовершенствование перед богом, на практике же подобные вещи имели место разве что на крайнем севере страны. Основная же часть «духовников» сосредоточилась на захвате власти. Огромный сплочённый механизм, будучи в своей средней массе более просвещенным, чем народ, умело оперировал своей властью. Церковники, не мудрствуя лукаво, правили и переписывали историю в угоду правителям и себе. Там ещё столетия придётся разбираться, что к чему. Кстати, в образах русской литературы церковь чаще описана в негативном свете, иногда в комичном, и уж в реже всего в качестве светоча. Русские поэты и писатели чётко разграничивали духовно-нравственные аспекты того же православия и систему церковного управления.
  Необходимо пересмотреть духовные приоритеты, выработанные тысячелетия назад, сообразовать их с современной действительностью. Модернизировать подход к понимаю бога, веры, культа, да и вообще пересмотреть все духовно-материальные основы церкви. Ведь очевидно, что данный институт не может нести те же функции с той же догматикой, что использовалась в средние века и пусть даже столетие назад. Знания законов и закономерностей природы, образование, новые технологии и научные достижения предполагают уклонение религии из культовой в духовно-образовательную сферу.
  Необходимо отделить веру от церкви в её нынешнем понимании. Если на то пошло, то нигде и никем, ни богом, ни какими-либо духовными текстами не закреплено, что кто-то и как-то должен быть проводником господа в этом мире. Церковь использует народ, играет на бедах и слабостях и обогащается за его счёт. Это такая же корпорация, как любая капиталистическая фирма, только прикрываются они духовными соображениями. Возможно, это и есть верх цинизма и ханжества. На эту тему очень хорошо написано у Фёдора Михайловича во «Сне инквизитора». Отправление культа настолько заритуализированно и сакрализированно, что стало уже самоцелью. И за этой стеной уже практически не разглядеть нравственной основы того же христианства. Современность требует упрощения ритуала (что в своё время было сделано реформацией) и создание на базах монастырей, храмов и приходов духовных центров, развивающих культурно нравственные, а ещё лучше – в купе с физическими – аспекты людей, исходя из современных нужд и на благо будущих поколений.
  Церковники при всех их показных движениях крайне далеки от народа. Центральные органы погрязли в стяжательстве и распрях, заигрывании с властями, периферийные – в безделье. И сдавать свои позиции они не собираются, наоборот, их давление на общественную жизнь всё возрастает. Они отлично умеют ладить с государством, это, так сказать, тысячелетием отработанные навыки. Сейчас я говорю об общей системе, ни коим образом не желая задеть отдельные личности и их мировоззрение. Но система есть система, у неё свои законы и взаимоотношения.
  Я всегда был против передачи церковно-культурных ценностей РПЦ. Я видел, как эти «поборники духа» обращаются с ценностями, принадлежащими всему народу. Для них это лишь предмет культа. Отдайте им Владимирскую богоматерь, и любоваться ею нам через 10 лет придётся только на фотографиях. Уже десятки памятников архитектуры и живописи, таким образом, приняло свою участь. Последним «законом» государство создало фактически ещё один олигархический клан, притом крайне закрытый и с множеством государственных льгот, который своей политикой будет паразитировать на самом государстве.
  Вера – это область личных исканий человека. И не обязательно, что она связана с религией, она может найти отражение в любой области человеческой жизнедеятельности. Здесь я совсем не хочу касаться права личности на самоопределение. Считаю это сферу сугубо индивидуальной.
  Отношение религиозных деятелей к искусству и конкретно к современному искусству общеизвестно. Всё, что не укладывается в рамки догматов, они называют мракобесием, и тут во многом я с ними даже соглашусь, так как действительно полно пошлости, цинизма и других негативных элементов в современном искусстве. Но судить об этом – дело всесторонне просвещенных в духовном плане личностей и институтов, а уж точно не людей, согласующих своё мнение с книгой, написанной чёрт знает где и чёрт знает когда и под кого.
  Стране нужны всесторонне развитые личности, способные смотреть в будущее. Лет 300 назад, возможно, из стен заведений церковного толка и выходили подобные личности, но сейчас это уже совершенно не актуально. Что толку от того, что ты знаешь, какого числа Троица и всю это вереницу ритуалов разбираешь, если по жизни ты – в большинстве своём – тупое молчаливое ленивое дерьмо? Зачем тебе страна, если не понимаешь, что без развития нет никакого будущего. И только тот народ будет иметь будущее, что правильно извлёк уроки истории, взял и сохранил всё то лучшее, что было накоплено, а не потащил этот тёмный смрад.
  Нам предстоит ещё столько боёв за каждый клочок чего-то значимого и светлого, вам же предлагаю смириться, покаяться и слушать власть. В одном нам всем стоит каяться: в безволии – у кого в душевном, у кого в физическом. Наступают времена глобальных перемен, когда сами основы жизнедеятельности человека будут пересмотрены. Надо быть готовым.
  Не нужно верить во Христа, нужно стремиться к нему. Бог ничего никому не даст. В нас есть все, чтобы обрести величие, бессмертие и воскреснуть, только за это придётся сражаться.
  Грядут перемены, будет интересно!


<НАЗАД>